Москва
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Барнаул
Белгород
Владивосток
Владикавказ
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Магнитогорск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пенза
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Смоленск
Ставрополь
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Уфа
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Ярославль
Йошкар-Ола
Брянск
Оренбург
Ульяновск
Махачкала
Пятигорск
Киров
Томилино
EN
Меню
Найти на сайте
Поиск по ключевым словам

Операции по расчетному счету

Наличие расчетного счета у ИП или коммерческой организации предполагает определённые операции, подлежащие учёту. Обычно им занимается бухгалтер, в сферу ответственности которого входит порядок ведения р/с и соответствующей документации. Большая часть манипуляций со счётом фирмы может выполняться непосредственно её руководителем или уполномоченным лицом через личный кабинет на сайте обслуживающей банковской организации. К таким действиям относится составление платёжек, проведение расчётов в режиме онлайн, получение выписок и копий электронных платежей.

Любого рода операции по расчётному счёту, проводимые в банке, должны иметь обоснование, подтверждённое документами. Необходимы бумаги, закрепляющие перевод средств через кредитную организацию и свидетельствующие о его целевом назначении. Первые оформляются непосредственно банком, вторые появляются в процессе деятельности коммерческого предприятия.

Виды операций по расчетному счету

В целом все операции по р/с подразделяются на две категории: списание и зачисление. Такое разграничение определяется направлением движения денежных средств на р/с.

Списание подразумевает следующие события:

  • Снятие средств на открытие аккредитивов и депозитов;
  • Передача денег банку для покупки иностранной валюты или драгметаллов;
  • Списание иностранной валюты в целях продажи;
  • Платежи подрядчикам и поставщикам;
  • Перечисления в бюджет по соцстрахованию;
  • Погашение долгосрочных и краткосрочных займов;
  • Покрытие задолженностей по банковским услугам;
  • Выдача зарплаты сотрудникам и наёмным работникам;
  • Прочие расчётные списания.

В категорию операций по зачислению входят:

  • прибыль от реализации товаров и продажи услуг;
  • поступающие от покупателей и заказчиков авансы;
  • возврат средств, оплаченных в форме налога;
  • получение долгосрочных и краткосрочных кредитов;
  • выручка от зарубежных покупателей;
  • частичное и полное возвращение неиспользованных авансов;
  • начисление процентов по банковскому вкладу;
  • возврат денег с депозитного счёта;
  • погашение ранее предоставленных займов;
  • средства от продажи иностранной валюты;
  • возврат валюты, не потраченной сотрудником в командировке;
  • прочие расчётные зачисления.

Откройте расчётный счёт

Подберите выгодный для Вас тариф РКО в Локо-Банке

    Проведённым транзакциям присваивается индивидуальный номер по дебету и кредиту. Все операции по р/с находят полное отображение в выписках, которые используются в целях организации бухучёта и для проверки р/с. Частично они также могут быть зафиксированы в банковских ордерах, чековых корешках, платёжных поручениях и требованиях.

    В содержание выписки входят следующие данные:

    • наименование кредитной организации и клиента;
    • номер р/с;
    • временной период, за который подаётся документ;
    • состояние р/с на начало и конец операционного дня;
    • поступление/снятие средств с указанием суммы и документальным основанием для проведения операции;
    • подпись банковского сотрудника.

    Каждая операция должна иметь обоснование

    Ведение операций по расчетному счету

    По закону любые коммерческие предприятия имеют право открывать несколько р/с, причём не обязательно в одном банке. Посредником в совершении безналичных транзакций между контрагентами выступает кредитная организация. Для выполнения операции уполномоченное лицо предоставляет соответствующий документ с отметками руководителя и главбуха. В перечень таких бумаг входят:

    • объявление на зачисление наличных денег с пометкой банковского учреждения;
    • чеки, если наличные идут на оплату труда сотрудников, хозяйственные нужды и так далее;
    • платёжное поручение для безналичного зачисления средств в пользу контрагента с обоснованием в виде договоров, актов, накладных и прочих документов;
    • платёжное требование, составленное продавцом, которое пересылается в банк плательщика.

    Ведение в кредитной организации р/с предполагает регулярное предоставление выписки. Периодичность составления этого документа должна быть указана в договоре на открытие р/с. Выписка имеет большое значение, она необходима для аналитического учёта. Сведения об обороте финансовых средств компании указываются бухгалтером в ведомости и в журнале-ордере.

    Основные проводки по расчётному счёту

    Бухучёт всегда основывается на двух колонках операций, в одной проставляется дебет (Дт), в другой — кредит (Кт). В Дт записывается всё, что было зачислено на р/с, а в Кт — источники получения денежных средств.

    В каждую колонку записывается номер бухгалтерского счёта, который соответствует текущей операции. Обратите внимание — это не отдельные р/с в банках, это просто способ вести учёт деятельности организации и объединять однородные объекты учёта.

    Например, с помощью бухучёта можно отделить учёт по готовой продукции от брака или продаж.

    Чаще всего используются такие проводки:

    • поступление оплаты от клиента — Дт51 - Кт62;
    • внесение средств наличными — Дт50 - Кт51;
    • перевод поставщику в счёт оплаты — Дт60 - Кт51;
    • обналичивание суммы с р/с — Дт51 - Кт50;
    • перевод зарплаты сотрудникам — Дт70 - Кт51;
    • получение долгосрочного займа или кредита — Дт51 - Кт66 (для краткосрочных Кт67);
    • выплата дивидендов — Дт75 - Кт51;
    • перевод НДФЛ — Дт68 - Кт51;
    • внесены деньги в УК — Дт51 - Кт75.

    Пользоваться этими проводками и самостоятельно вести деятельность без профессионального бухгалтера сложно, особенно если у вас регулярно проходят финансовые операции. Для корректного ведения бухучёта лучше нанять специалиста в штат или перевести эту задачу на аутсорс. При попытке заниматься бухучётом без навыков можно серьёзно запутать текущее положение дел.


    Бухучёт лучше доверить профессионалу

    Первичные документы

    Безналичные переводы выполняются на основании специальных форм — платёжных поручений и требований.

    Платёжное поручение — распорядительный документ от владельца расчётного счёта, который обязывает банк отправить указанную сумму денег на реквизиты получателя.

    С помощью таких платёжек оформляются распоряжения на переводы средств:

    • за товары, услуги, работы;
    • в виде налогов, сборов, штрафов;
    • в форме оплаты кредитов, процентов по ним;
    • для прочих расходных операций по безналичному расчёту.

    Например, платёжное поручение может оформить владелец магазина, чтобы расплатиться с поставщиком за товары. Платёжное требование имеет другое назначение. Это распорядительный документ не от того, кто будет платить деньги, а от того, кто должен их получить. В нём содержится требование перевести на расчётный счёт получателя указанную сумму на основании договора.

    Например, если поставщик до сих пор не получил деньги за партию товара, он может составить платёжное требование в банк на сумму заказа.

    Оставьте заявку на открытие счёта за 0 ₽

    Счёт для Вашего бизнеса бесплатно, за 1 день.

    Мобильный телефон
    ИНН или организация
    E-mail