Главное – согласие получателя
Чтобы смс-рассылка была «чиста» с точки зрения закона, рекламораспространителю нужно получить согласие получателя. Поскольку рассылка смс происходит с использованием персональных данных покупателя, значит, разрешение на их обработку также необходимо получить. Как это сделать? Закон не уточняет. Это может быть просто галочка в анкете постоянного клиента, подпись на скидочной карте или соответствующая графа, заполненная на сайте компании.
Учтите: указанный клиентом номер телефона не является согласием на получение рекламных сообщений. Точно также нельзя отправлять смс-рекламу тем, кто согласен только на получение новостей компании по электронной почте или просто зарегистрировался на сайте. Аналогичное табу накладывается на номера пользователей сайтов объявлений или сайтов государственных структур, оставивших свои контактные данные в свободном доступе. Тот факт, что у компании появился номер телефона потенциального клиента, не говорит о том, что этот клиент готов к получению рекламы. Галочка или плюсик клиента в документах должен стоять напротив его согласия на смс-рассылку от конкретной фирмы.
Часто компании используют различные уловки, чтобы увеличить количество своих клиентов и получателей своей рекламы. Например, при регистрации на сайте одна фирма предлагала своим клиентам поставить галочку в графе «Я принимаю условия пользовательского соглашения», а уже в самом документе, среди бесконечных пунктов и подпунктов разместили строчку о том, что подписавший условия соглашения согласен и на смс-рассылку. Стоит отметить, что ни суд, ни ФАС такой аргумент не приняли, и компании был выписан штраф.
А что же делать компаниям, которые только открылись и хотели бы рассказать об этом жителям города или района? Многие пробуют делать рассылку сообщений для получения согласия на дальнейшую рекламу. Базу номеров они либо собирают сами, либо покупают. Первое сообщение рассылают примерно такого содержания:
«Здравствуйте! Это кондитерская «Шоколад», мы уже открылись и совсем недалеко от вас. Приходите к нам на завтраки каждый день с семи утра. Если вы хотели бы первыми узнавать о наших скидках, отправьте, пожалуйста, в ответ на это сообщение слово «Согласен» или «Согласна».
Обращаем ваше внимание на то, что такое смс все равно нарушает закон.
Согласие на смс нужно хранить в течение года – хоть в бумажном варианте, хоть в электронном.
Идентифицировать клиента
Еще один интересный момент – согласно законодательству, свое согласие получать рекламную рассылку должен дать именно тот человек, который эти смс и будет получать. Родители, другие родственники, друзья, не могут согласиться за другого человека. С этим все просто.
А что делать с идентификацией клиента? Допустим, Марина заполняет в магазине анкету, чтобы получить бонусную карту. Там же, в анкете ставит галочку, соглашаясь на смс рассылку. А потом вдруг эта же девушка становится заявителем в ФАС, утверждая при этом, что рекламные сообщения она не хотела получать. Анкета, заполненная собственноручно Мариной, может и не доказать антимонопольной службе законность смс-рассылки. Почему? Девушка может сказать, что заполняла данные не она. Как доказать обратное?
Универсального способа полностью избежать проблем с идентификацией клиента нет. В идеале выстраивание получения согласия на смс-рассылку выглядит таким образом: предлагать клиентам шаблоны заявления, в которых они должны оставить свои паспортные данные и номера телефонов, потом сверять написанное с документами. Также стоило бы отправить в присутствии клиента тестовое сообщение, чтобы убедиться, что номер записан правильно.
Конечно, многих клиентов такие требования могут отпугнуть. Поэтому здесь уже бизнесу придется принимать решение – иметь максимальную защиту от штрафных санкций, либо комфорт для своих клиентов.