Москва
Москва
Санкт-Петербург
Архангельск
Барнаул
Белгород
Владивосток
Владикавказ
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Магнитогорск
Нальчик
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пенза
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Смоленск
Ставрополь
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень
Уфа
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Ярославль
Йошкар-Ола
Брянск
Оренбург
Ульяновск
Махачкала
Пятигорск
Киров
Томилино
EN
Меню
Найти на сайте
Поиск по ключевым словам

Операции по расчетному счету

Наличие расчетного счета у ИП или коммерческой организации предполагает определённые операции, подлежащие учёту. Обычно им занимается бухгалтер, в сферу ответственности которого входит порядок ведения р/с и соответствующей документации. Большая часть манипуляций со счётом фирмы может выполняться непосредственно её руководителем или уполномоченным лицом через личный кабинет на сайте обслуживающей банковской организации. К таким действиям относится составление платёжек, проведение расчётов в режиме онлайн, получение выписок и копий электронных платежей.

Любого рода операции по расчётному счёту, проводимые в банке, должны иметь обоснование, подтверждённое документами. Необходимы бумаги, закрепляющие перевод средств через кредитную организацию и свидетельствующие о его целевом назначении. Первые оформляются непосредственно банком, вторые появляются в процессе деятельности коммерческого предприятия.

Виды операций по расчетному счету

В целом все операции по р/с подразделяются на две категории: списание и зачисление. Такое разграничение определяется направлением движения денежных средств на р/с.

Списание подразумевает следующие события:

  • Снятие средств на открытие аккредитивов и депозитов;
  • Передача денег банку для покупки иностранной валюты или драгметаллов;
  • Списание иностранной валюты в целях продажи;
  • Платежи подрядчикам и поставщикам;
  • Перечисления в бюджет по соцстрахованию;
  • Погашение долгосрочных и краткосрочных займов;
  • Покрытие задолженностей по банковским услугам;
  • Выдача зарплаты сотрудникам и наёмным работникам;
  • Прочие расчётные списания.

В категорию операций по зачислению входят:

  • прибыль от реализации товаров и продажи услуг;
  • поступающие от покупателей и заказчиков авансы;
  • возврат средств, оплаченных в форме налога;
  • получение долгосрочных и краткосрочных кредитов;
  • выручка от зарубежных покупателей;
  • частичное и полное возвращение неиспользованных авансов;
  • начисление процентов по банковскому вкладу;
  • возврат денег с депозитного счёта;
  • погашение ранее предоставленных займов;
  • средства от продажи иностранной валюты;
  • возврат валюты, не потраченной сотрудником в командировке;
  • прочие расчётные зачисления.

Откройте расчётный счёт

Подберите выгодный для Вас тариф РКО в Локо-Банке

    Проведённым транзакциям присваивается индивидуальный номер по дебету и кредиту. Все операции по р/с находят полное отображение в выписках, которые используются в целях организации бухучёта и для проверки р/с. Частично они также могут быть зафиксированы в банковских ордерах, чековых корешках, платёжных поручениях и требованиях.

    В содержание выписки входят следующие данные:

    • наименование кредитной организации и клиента;
    • номер р/с;
    • временной период, за который подаётся документ;
    • состояние р/с на начало и конец операционного дня;
    • поступление/снятие средств с указанием суммы и документальным основанием для проведения операции;
    • подпись банковского сотрудника.

    Ведение операций по расчетному счету

    По закону любые коммерческие предприятия имеют право открывать несколько р/с, причём не обязательно в одном банке. Посредником в совершении безналичных транзакций между контрагентами выступает кредитная организация. Для выполнения операции уполномоченное лицо предоставляет соответствующий документ с отметками руководителя и главбуха. В перечень таких бумаг входят:

    • объявление на зачисление наличных денег с пометкой банковского учреждения;
    • чеки, если наличные идут на оплату труда сотрудников, хозяйственные нужды и так далее;
    • платёжное поручение для безналичного зачисления средств в пользу контрагента с обоснованием в виде договоров, актов, накладных и прочих документов;
    • платёжное требование, составленное продавцом, которое пересылается в банк плательщика.

    Ведение в кредитной организации р/с предполагает регулярное предоставление выписки. Периодичность составления этого документа должна быть указана в договоре на открытие р/с. Выписка имеет большое значение, она необходима для аналитического учёта. Сведения об обороте финансовых средств компании указываются бухгалтером в ведомости и в журнале-ордере.

    Основные проводки по расчётному счёту

    Бухучёт всегда основывается на двух колонках операций, в одной проставляется дебет (Дт), в другой — кредит (Кт). В Дт записывается всё, что было зачислено на р/с, а в Кт — источники получения денежных средств.

    В каждую колонку записывается номер бухгалтерского счёта, который соответствует текущей операции. Обратите внимание — это не отдельные р/с в банках, это просто способ вести учёт деятельности организации и объединять однородные объекты учёта.

    Например, с помощью бухучёта можно отделить учёт по готовой продукции от брака или продаж.

    Чаще всего используются такие проводки:

    • поступление оплаты от клиента — Дт51 - Кт62;
    • внесение средств наличными — Дт50 - Кт51;
    • перевод поставщику в счёт оплаты — Дт60 - Кт51;
    • обналичивание суммы с р/с — Дт51 - Кт50;
    • перевод зарплаты сотрудникам — Дт70 - Кт51;
    • получение долгосрочного займа или кредита — Дт51 - Кт66 (для краткосрочных Кт67);
    • выплата дивидендов — Дт75 - Кт51;
    • перевод НДФЛ — Дт68 - Кт51;
    • внесены деньги в УК — Дт51 - Кт75.

    Пользоваться этими проводками и самостоятельно вести деятельность без профессионального бухгалтера сложно, особенно если у вас регулярно проходят финансовые операции. Для корректного ведения бухучёта лучше нанять специалиста в штат или перевести эту задачу на аутсорс. При попытке заниматься бухучётом без навыков можно серьёзно запутать текущее положение дел.

    Первичные документы

    Безналичные переводы выполняются на основании специальных форм — платёжных поручений и требований.

    Платёжное поручение — распорядительный документ от владельца расчётного счёта, который обязывает банк отправить указанную сумму денег на реквизиты получателя.

    С помощью таких платёжек оформляются распоряжения на переводы средств:

    • за товары, услуги, работы;
    • в виде налогов, сборов, штрафов;
    • в форме оплаты кредитов, процентов по ним;
    • для прочих расходных операций по безналичному расчёту.

    Например, платёжное поручение может оформить владелец магазина, чтобы расплатиться с поставщиком за товары. Платёжное требование имеет другое назначение. Это распорядительный документ не от того, кто будет платить деньги, а от того, кто должен их получить. В нём содержится требование перевести на расчётный счёт получателя указанную сумму на основании договора.

    Например, если поставщик до сих пор не получил деньги за партию товара, он может составить платёжное требование в банк на сумму заказа.

    Оставьте заявку на открытие счёта за 0 ₽

    Счёт для Вашего бизнеса бесплатно, за 1 день.

    Мобильный телефон
    ИНН или организация
    E-mail