Возврат банковской гарантии

Своеобразной страховкой при заключении сделок между заказчиком и исполнителем выступает банковская гарантия. Она представляет собой особый финансовый инструмент, основное предназначение которого обеспечить защиту прав потребителя услуг в случаях нарушения условий договора их поставщиком. Выдача и возврат банковской гарантии осуществляются в соответствии с положениями, прописанными в Федеральном законе РФ. Оформление БГ выполняется в электронной или бумажной форме, в текстовом содержании документа прописываются права и обязательства сторон, условия принятого соглашения и прочие важные нюансы.

Участниками процедуры предоставления банковской гарантии являются следующие субъекты:

  • Бенефициар — заказчик услуг или приобретатель товаров, чьи права нуждаются в защите;
  • Принципал — подрядчик или поставщик, выступающий как физлицо (индивидуальный предприниматель) либо как организация (юрлицо);
  • Гарант — кредитная организация, выдающая БГ и имеющая соответствующую лицензию (аккредитацию) на предоставление услуг такого рода.

Достоинства банковской гарантии

Каждая из этих сторон имеет свои выгоды от заключения соглашения. Заказчик имеет возможность получить финансовую компенсацию, если исполнитель не оправдает надежд и сорвет контракт. Подрядчик, в свою очередь, получает доступ к участию в престижных аукционах, тендерах и госзакупках, при этом на обеспечение заявки ему не нужно тратить собственных средств. Выгода для банка заключается в прибыли от комиссионных, взимаемых за предоставляемую услугу.

Предусмотренные условия возврата банковской гарантии

Обычно на протяжении всего времени действия контрактного соглашения, заключенного между заказчиком и исполнителем, гарантийный документ находится у бенефициара. Тем не менее, при определенных обстоятельствах, отраженных в 378 статье ГК РФ, становится возможным возврат банковской гарантии в кредитную организацию, которая ее выдала. Для этого существуют следующие предпосылки:

  • Заказчик получил по гарантийному случаю в качестве компенсации полную сумму, прописанную в соглашении.
  • Исчерпался срок действия банковской гарантии.
  • Бенефициар на собственное усмотрение оформляет добровольный отказ от своих прав на получение компенсации и возвращает документ гаранту.
  • Банк обязан уведомить принципала о прекращении действия гарантии на основании соглашения с заказчиком.

Фактически привилегией возврата банковской гарантии наделен заказчик-бенефициар. Это и не удивительно, поскольку именно он в основном приобретает выгоду и может по своему разумению отказываться от причитающейся компенсации. Помимо вышеупомянутых условий есть еще две ситуации для возврата гарантийного документа:

  • исполнение контрактных обязательств в полном объеме в установленный срок;
  • расторжение договора по взаимному согласию сторон-участников.

Первый из этих случаев в особых комментариях не нуждается: все условия контракта соблюдены, стороны довольны, но юридическое действие банковской гарантии автоматически не прекращается. При расторжении соглашения по обоюдному согласию при отсутствии претензий со стороны заказчика БГ продолжает стоять на внебалансовом счете банка. Если претензии все же есть, бенефициар получает компенсацию, а принципал рассчитывается с кредитной организацией.

Также есть обстоятельства, приводящие к аннулированию банковской гарантии. Оно происходит:

  • в рамках соглашения участников о выдаче финансовых или имущественных отступных заинтересованной стороне;
  • при включении в гарантийный договор каких-либо условий, которых изначально не было в первичном тексте подтвержденного подписями документа;
  • вследствие возникших обстоятельств, делающих невозможным выполнение принятых по контракту обязательств;
  • по причине ликвидации кредитного учреждения, выступающего в качестве гаранта, или юрлица-бенефициара;
  • когда бенефициар и гарант оказались одним и тем же лицом (иногда такое случается, когда банк играет роль заказчика на конкурсах).

Основные факторы влияния на возврат гарантии

В гарантийном соглашении приоритетное значение имеют взаимоотношения между заказчиком и исполнителем, тогда как сделка, заключаемая между принципалом и банком-гарантом, по своей важности вторична. Таким образом, основными факторами, влияющими на возврат банковской гарантии, становятся полностью выполненные обязательства, наступление случая с предусмотренной выплатой финансовой компенсации или документально подтвержденное волеизъявление заказчика о добровольном отказе от своих прав.

Исполнитель, в свою очередь, не имеет возможности в одностороннем порядке отменить действие соглашения. Банк также не уполномочен вмешиваться во взаимоотношения поставщика и покупателя, его функция — предоставить клиентам надлежащее гарантийное обеспечение. Поэтому отзыв банковской гарантии кредитным учреждением возможен только в тех нечастых случаях, когда такая опция и ее условия четко зафиксированы в документе договора.