Своеобразной страховкой при заключении сделок между заказчиком и исполнителем выступает банковская гарантия. Она представляет собой особый финансовый инструмент, основное предназначение которого обеспечить защиту прав потребителя услуг в случаях нарушения условий договора их поставщиком. Выдача и возврат банковской гарантии осуществляются в соответствии с положениями, прописанными в Федеральном законе РФ. Оформление БГ выполняется в электронной или бумажной форме, в текстовом содержании документа прописываются права и обязательства сторон, условия принятого соглашения и прочие важные нюансы.
Участниками процедуры предоставления банковской гарантии являются следующие субъекты:
Каждая из этих сторон имеет свои выгоды от заключения соглашения. Заказчик имеет возможность получить финансовую компенсацию, если исполнитель не оправдает надежд и сорвет контракт. Подрядчик, в свою очередь, получает доступ к участию в престижных аукционах, тендерах и госзакупках, при этом на обеспечение заявки ему не нужно тратить собственных средств. Выгода для банка заключается в прибыли от комиссионных, взимаемых за предоставляемую услугу.
Обычно на протяжении всего времени действия контрактного соглашения, заключенного между заказчиком и исполнителем, гарантийный документ находится у бенефициара. Тем не менее, при определенных обстоятельствах, отраженных в 378 статье ГК РФ, становится возможным возврат банковской гарантии в кредитную организацию, которая ее выдала. Для этого существуют следующие предпосылки:
Фактически привилегией возврата банковской гарантии наделен заказчик-бенефициар. Это и не удивительно, поскольку именно он в основном приобретает выгоду и может по своему разумению отказываться от причитающейся компенсации. Помимо вышеупомянутых условий есть еще две ситуации для возврата гарантийного документа:
Первый из этих случаев в особых комментариях не нуждается: все условия контракта соблюдены, стороны довольны, но юридическое действие банковской гарантии автоматически не прекращается. При расторжении соглашения по обоюдному согласию при отсутствии претензий со стороны заказчика БГ продолжает стоять на внебалансовом счете банка. Если претензии все же есть, бенефициар получает компенсацию, а принципал рассчитывается с кредитной организацией.
Также есть обстоятельства, приводящие к аннулированию банковской гарантии. Оно происходит:
В гарантийном соглашении приоритетное значение имеют взаимоотношения между заказчиком и исполнителем, тогда как сделка, заключаемая между принципалом и банком-гарантом, по своей важности вторична. Таким образом, основными факторами, влияющими на возврат банковской гарантии, становятся полностью выполненные обязательства, наступление случая с предусмотренной выплатой финансовой компенсации или документально подтвержденное волеизъявление заказчика о добровольном отказе от своих прав.
Исполнитель, в свою очередь, не имеет возможности в одностороннем порядке отменить действие соглашения. Банк также не уполномочен вмешиваться во взаимоотношения поставщика и покупателя, его функция — предоставить клиентам надлежащее гарантийное обеспечение. Поэтому отзыв банковской гарантии кредитным учреждением возможен только в тех нечастых случаях, когда такая опция и ее условия четко зафиксированы в документе договора.