Расчётный счёт за 15 минут
Подробнее
Закрыть
Закрыть
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Белгород
Владивосток
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Казань
Калининград
Краснодар
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Самара
Саратов
Тюмень
Уфа
Челябинск
Ярославль
EN
Меню
Найти на сайте
Поиск по ключевым словам
В избранное

Выбор названия ООО: правила и ограничения

13 мая 2024

Автор статьи

Анастасия Руденцева

Эксперт в сфере малого и среднего бизнеса

Получить консультацию

Название ООО — не просто набор букв и символов, а визитная карточка компании. Но придумать креативное имя для открывающегося бизнеса недостаточно. Надо учесть все требования и ограничения, иначе есть вероятность оказаться в суде. Расскажем, как выбрать уникальное название и каких правил надо придерживаться.

Как выбирать название

Наименование создаёт первое впечатление о компании. Нельзя ориентироваться только на свои желания и ассоциации. Чтобы название не оттолкнуло и запомнилось, оно должно:

  • быстро запоминаться;
  • вызывать положительные эмоции;
  • легко читаться и произноситься;
  • отражать деятельность организации.

К вопросу стоит подойти серьёзно и при регистрации ООО сразу выбрать подходящее имя. Для дальнейшей работы понадобится расчётный счёт для ООО — открыть его в Локо-Банке будет быстро и легко. Заявку можно заполнить онлайн, а для подписания документов менеджер банка приедет в удобное место.

Помимо соответствия маркетинговым советам, наименование также не должно нарушать законодательные нормы. В противном случае могут возникнуть трудности либо на этапе регистрации бизнеса, либо уже в процессе его деятельности. Так, выбранное наименование может нарушать авторские права или просто не соответствовать целям фирмы. Тогда придётся переименовывать юридическое лицо, менять учредительные документы, переоформлять лицензии.

Чем отличается фирменное название от коммерческого

  Фирменное Коммерческое
Обязательно ли иметь Да Нет
Имеет ли срок действия Нет Да, 10 лет
Может ли быть передано другой компании Нет Да, на условиях франчайзинга

Фирменное название ООО — это официальное обозначение. Именно его заносят в устав и ЕГРЮЛ, его знают контрагенты и государственные органы. В договорах, официальных письмах и доверенностях также будет фигурировать фирменное название. Его присваивают в обязательном порядке каждому юридическому лицу.

Например, общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство "Адвенти"». Согласно Гражданскому кодексу, это название полное, написано на русском языке и указывает на то, что это ООО.

При желании фирма может иметь и сокращённое наименование. В нашем случае это будет — ООО «Адвенти».

Официальное название визуально ничем не выделяется — нет логотипа, дизайнерского шрифта и оформления. И продать его по франшизе другим компаниям или ИП нельзя. Чтобы выделиться среди других и получить узнаваемый бренд, владельцы некоторых организаций придумывают коммерческое наименование. Оно необходимо не для документов, а для клиентов. Например, наше ООО «Адвенти» может быть известно посетителям и пользователям социальных сетей как «АДВ».

Чуть более широкое понятие — коммерческое обозначение. Помимо имени, оно включает корпоративные цвета, логотипы, иные элементы. Ничего из этого не заносят ни в устав, ни в ЕГРЮЛ. А чтобы закрепить за собой право на товарный знак, ООО может зарегистрировать его через Роспатент. Срок действия — 10 лет.

Требования к фирменному наименованию

В ст. 1473 и 1231.1 Гражданского кодекса содержатся правила, которых должен придерживаться владелец организации при выборе наименования. Оно обязано быть:

  • полным;
  • на русском языке;
  • включать указание — «с ограниченной ответственностью»;
  • состоять не только из определяющих деятельность фирмы слов (ООО «Парикмахерская»).

Помимо одного обязательного полного русскоязычного названия, юридическому лицу разрешено иметь ещё одно сокращённое. Также допускается наличие полного и (или) сокращённого наименования на языке народов РФ и (или) иностранном языке. При этом в обозначение на русском языке, а также языках народов России, собственники могут включать иноязычные заимствования. Для этого они переводятся в русскую транскрипцию или, соответственно, в транскрипцию языков народов РФ. Эти заимствования не должны включать термины и аббревиатуры, которые отражают организационно-правовую форму юридического лица.

Расчётный счёт за 15 минут


  • Онлайн — в любой точке мира
  • Эффективно — готовый счёт, а не просто реквизиты
  • Бесплатно — 0 ₽ обслуживание первые 3 месяца
Подробнее
Подробнее

Как нельзя называть ООО

При выборе имени придётся избегать:

  • названий государств — запрет действует как на полный, так и сокращённый их вид, а также на производные от них слова;
  • названий органов управления РФ, органов местного самоуправления;
  • слов, которые нарушают моральные и гуманные принципы, общественные интересы;
  • наименований, принадлежащих общественным объединениям и международным организациям как в полном, так и сокращённом виде;
  • денежных знаков.

Включать слова «Россия» или «Российская Федерация» и производные от них допускается только в исключительных случаях — если у организации есть на это разрешение. Для его получения фирма должна соответствовать одному из указанных в законе признаков. Например, разрешение выдадут ООО с филиалами (или представительствами), которые присутствуют в более чем половине субъектов РФ.

Как проверить на уникальность

Имя регистрируемого ООО не должно совпадать или быть похожим на наименование действующей фирмы, ведущей деятельность в той же области. Это требование закреплено в Гражданском кодексе. При этом налоговый орган не проверяет наличие совпадений и просто регистрирует то, что указал владелец.

Проверка уникальности ложится на плечи самой фирмы. Сделать это можно с помощью различных онлайн-сервисов, среди них:

  • Роспатент;
  • информационно-поисковая система ФИПС;
  • ЕГРЮЛ;
  • Regimark;
  • Онлайн Патент.

Одни сервисы полностью бесплатные, в других требуется оплата за поиск. Если у названия есть уже зарегистрированный аналог, это покажет даже бесплатный ресурс. Для поиска совпадений по заявленным на регистрацию именам обычно надо заплатить.

Онлайн можно не только проверить уникальность имени, но и зарегистрировать бизнес в Локо-Банке. Посещение ФНС не потребуется.

Указанные сервисы помогают при регистрации наименования, где используются только словесные обозначения. Если же вы хотите зарегистрировать логотип или комбинированный товарный знак, который будет выделять продукцию на рынке, самостоятельными онлайн-проверками не обойтись. Наиболее полную и достоверную проверку обычно проводят специалисты, занимающиеся юридической практикой.

Если выбранное имя не уникально

Если собственник не проверит регистрируемое наименование на возможное совпадение, в будущем могут возникнуть проблемы. Они начнутся, когда собственник проверит базы и выяснит, что под таким же или схожим именем работает другая фирма и предлагает такие же товары или услуги. Это будет означать, что организации являются конкурентами, и та из них, что зарегистрирована первой, вправе требовать в судебном порядке:

  • запретить использовать наименование;
  • оставить имя, но прекратить вести этот вид деятельности.

Какой вариант будет выбран, зависит от решения ответчика, а не истца.

В России ежегодно регистрируют порядка 60-70 тысяч товарных знаков, поэтому есть большая вероятность занять чужое имя. Ещё хуже ситуация, если название оформлено как товарный знак. В этом случае владелец знака не только запретит его использовать, но и отсудит компенсацию за производство контрафакта.

Также в дело может вступить ФАС. Если владелец пожалуется на недобросовестную конкуренцию, то служба оштрафует нарушителя.

Как поменять наименование

Чтобы компания стала работать под новым именем, надо внести изменения в ЕГРЮЛ. Порядок действий такой:

  • готовим основание для смены (протокол собрания учредителей или решение единственного участника);
  • оформляем лист изменения к уставу или составляем его новую редакцию (если других изменений нет, то проще оформить лист);
  • заполняем заявление (нужна форма N Р13014);
  • подаëм заявление в налоговую лично, по почте или в электронном виде.

После этого останется дождаться решения. Если всё в порядке, то документы передадут лично или отправят через пять рабочих дней.

Когда изменения в ЕГРЮЛ внесены, необходимо предупредить об этом контрагентов, выпустить новую квалифицированную электронную подпись, заказать другие фирменные бланки. Также нужно будет поменять трудовые договоры и книжки сотрудников, печать, доверенности и переоформить контрольно-кассовую технику.

13 мая 2024

Бизнес

Поделиться:

В избранное

Автор статьи

Анастасия Руденцева

Эксперт в сфере малого и среднего бизнеса

Получить консультацию
Предыдущая статья

Как выбрать ОКВЭД для ООО

Следующая статья

Оценка уставного капитала ООО

Читайте также похожие статьи по Регистрации бизнеса

все статьи
[object Object]
В избранное

Какой ОКВЭД выбрать для услуг по клинингу

Какие коды ОКВЭД выбрать, если нужно заниматься клинингом?
28 ноя 2024
Бизнес
[object Object]
В избранное

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ИП

Какая деятельность считается предпринимательской и как её оформить, что такое незаконное предпринимательство...
26 ноя 2024
Бизнес
[object Object]
В избранное

Самозанятый и ИП: в чем отличия и что лучше выбрать

Кто такой самозанятый и кем является ИП: в чём преимущества и недостатки ведения деятельности в статусе самозанятого.
22 ноя 2024
Бизнес
[object Object]
В избранное

Какой ОКВЭД выбрать для услуг по клинингу

Какие коды ОКВЭД выбрать, если нужно заниматься клинингом?
28 ноя 2024
Бизнес
[object Object]
В избранное

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации ИП

Какая деятельность считается предпринимательской и как её оформить, что такое незаконное предпринимательство...
26 ноя 2024
Бизнес
[object Object]
В избранное

Самозанятый и ИП: в чем отличия и что лучше выбрать

Кто такой самозанятый и кем является ИП: в чём преимущества и недостатки ведения деятельности в статусе самозанятого.
22 ноя 2024
Бизнес